Известия,
21 января 2009 г.
Страховка от коррупции
1143 просмотра
В кризисные времена еще лучше, чем раньше, чувствуют себя те, кто своевременно приник к теплому вымени госзаказа. Ведь, скажем, автомобиль, поступивший в свободную продажу, человек может купить или, наоборот, не купить. А вот если все заранее оплачено госбюджетом, то о трудностях сбыта продавцу можно уже и не задумываться.
Кроме рынка товаров, как известно, существует и рынок услуг. В нашем случае страховых. Здесь есть две обязательности: государственная организация должна не только взять оплаченные из бюджетных средств автомобили, но и застраховать их в той страховой компании, в которой... положено. В какой именно? В той, которая выиграет открытый конкурс. Конкретный пример. Главное автобронетанковое управление Министерства обороны Российской Федерации (ГАБТУ) первый конкурс на договор об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО) объявило еще в 2004 году. Как и обычные автолюбители, военные страховали риски от последствий дорожно-транспортных происшествий для всего, что движется на колесах. В 2008 году условия тендера по отбору страховщика на 2009 год были опубликованы на популярном среди бизнесменов сайте государственных закупок. Страховые компании - Военно-страховая, РЕСО-Гарантия, Ингосстрах и другие в положенный срок подали на конкурс пакеты своих документов. Несколько слов о сути соревнования. Прежде всего скажем, что тарифы ОСАГО у всех одни и те же. А потому предложения страховщиков по объемам финансовых запросов друг от друга ничем не отличались. Состязались они только в качестве и сроках предложенных Министерству обороны услуг. К примеру, каждый подчеркивал, что у него самое короткое время принятия решения о выплате страхового возмещения, что именно его компания быстрее всех выдает страховые полисы и т.д. Строго говоря, и тут страховщикам разгуляться было трудновато. Ведь военные с самого начала выставили условия и на этот счет. Дело кончилось тем, что страховщики в конкурсе набрали по одинаковому количеству очков. Кому в таком случае поручить исполнение государственного заказа? На практике, как правило, при прочих равных условиях тому, кто подал документы на конкурс раньше других. Специальная комиссия Министерства обороны так и решила - заказ на ОСАГО небоевого военного транспорта отдать Военно-страховой компании и Ингосстраху. Однако прошло совсем немного времени и страхование этой техники перепоручили РЕСО-Гарантии. Почему это произошло - отдельный вопрос, и его надо задать в первую очередь ГАБТУ МО РФ. Что же случилось? Почему конкурсная комиссия ГАБТУ Министерства обороны поменяла собственное решение, нарушив, по мнению участников конкурса, при этом сразу три статьи закона о размещении заказа? Злые языки утверждают, что нужное решение "продавил" какой-то уж очень важный генерал, якобы лично заинтересованный в результатах страхового тендера. Впрочем, оставим эту версию на совести тех самых злых языков и обратимся к реальности. В данном случае конкретное влияние на изменение ситуации оказало решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС). По мнению юристов страховых компаний (за исключением, естественно, РЕСО-Гарантии), ФАС вместо контроля за правильностью проведения конкурса вмешалась в существо решения, принятого комиссией Министерства обороны. Поводом для этого послужила жалоба все той же РЕСО-Гарантии на действия военных. По мнению этой страховой компании, ее условия были более выгодными. Как бы то ни было, совершенно очевидно, что не ФАС судить, какие условия выгоднее для заказчика и как их оценивать. Это дело конкурсных комиссий. Вообще непонятно, почему военные "не раздали всем сестрам по серьгам", учитывая, что на конкурсе было выставлено 6 лотов по числу территорий, на которых находился страхуемый транспорт. Однако решение комиссии состоялось и согласно ему РЕСО-Гарантия госзаказ не получила. Почему - гадать не будем. И тем не менее в результате поданной в ФАС жалобы РЕСО-Гарантия стала победителем конкурса. Чудны дела твои, ФАС. Но любые чудеса имеют свои объяснения. Вот и в данном случае причина состоит в несовершенстве законодательства о проведении тендеров. Именно это несовершенство и позволяет чиновникам свободно вмешиваться в сферу деятельности конкурсных комиссий. Результат - весьма странный выбор победителей конкурса, которые таковыми не были признаны, победителей в освоении бюджетных средств. Еще один результат - многочисленные обиды якобы проигравших, а на самом деле выигравших и отвратительные слухи о каких-то "главных" генералах, подрывающие в нашем случае авторитет высшего армейского руководства. Эта история получила продолжение. По закону после решения тендерной комиссии до подписания госконтракта должно пройти не менее 10 дней. ГАБТУ МО РФ подписало контракт с РЕСО-Гарантией 11 января 2009 года, т.е. после трех рабочих дней с момента принятия тендерной комиссией "нового" решения по конкурсу (оно появилось на сайте 30 декабря 2008 года). Таким образом, получается, что у страховщиков, которые сперва были признаны выигравшими, а потом почему-то оказались не у дел, фактически не было времени, чтобы выразить свое негодование - ведь те самые 10 дней, оговоренные в законодательстве, выпали на рождественские каникулы. Оперативность, но не объективность проявила и ФАС. 14 января 2009 года она рассмотрела жалобы страховщиков на ГАБТУ МО РФ и признала их необоснованными, причем не высказала никаких мотивов и аргументов. Теперь к ФАС страховщики предъявят судебные иски. И будут по-своему правы. Ведь служба фактически способствует тендерной комиссии МО РФ совершать действия, направленные на ограничение добросовестной конкуренции и ущемление государственных интересов. Руководство страны, говоря о коррупции, не раз подчеркивало, что "бороться с ней надо комплексными мерами. В частности, необходимо увеличить контроль за деятельностью сотрудников правоохранительных и исполнительных органов". Интересно, где он, этот контроль, в случае с ОСАГО для небоевого транспорта Министерства обороны? Конечно, коррупции тут пока, возможно, и нет. Но как ей при таких условиях не появиться? Понятно, что лучшая страховка от этого – честное проведение конкурсов и тендеров под строгим и объективным контролем.
Александр НАДЖАРОВ
Вся пресса за 21 января 2009 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Антимонопольная политика, Конкурсы, Регулирование
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
8 ноября 2024 г.
|
|
Аргументы и факты-Нижний Новгород, 8 ноября 2024 г.
Мошенники выманивают деньги у нижегородцев под предлогом смены полиса ОМС
|
|
РИА Томск, 8 ноября 2024 г.
Эксперт: средняя выплата по ОСАГО превысила 90 тыс. руб. в Томской области
|
|
Медвестник, 8 ноября 2024 г.
В Ингушетии возбудили дело о нецелевом расходовании средств ОМС
|
|
atorus.ru, 8 ноября 2024 г.
В АТОР раскрыли, есть ли вспышка вируса Коксаки в Турции
|
|
ТАСС, 8 ноября 2024 г.
«Известия»: об окончании действия ОСАГО будут напоминать через Госуслуги
|
|
Сахалин и Курилы, 8 ноября 2024 г.
Число сахалинцев, которые застраховали имущество и бизнес, значительно выросло в 2024 году
|
|
Frank Media, 8 ноября 2024 г.
«Хоум банк» стал единственным акционером «Хоум кредит страхования»
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
Страховщики Казахстана должны будут ежегодно отчитываться по результатам стресс-тестирования
|
|
Компания, 8 ноября 2024 г.
Россиянам напомнят об окончании срока ОСАГО через «Госуслуги»
|
|
ТВ-центр, 8 ноября 2024 г.
Госуслуги будут заранее напоминать об истечении ОСАГО
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
При менее 40% убыточности продукта страховщик в Казахстане должен будет пересмотреть тариф
|
|
Авторадио, 8 ноября 2024 г.
Страховщики назвали возможный размер компенсации пострадавшим от утечек данных
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
Рассмотрение жалоб клиентов страховщиков в Казахстане хотят ограничить 15 рабочими днями
|
|
Интерфакс, 8 ноября 2024 г.
ХКФ банк консолидировал все 100% «Хоум кредит страхования»
|
|
Восток-Медиа, Владивосток, 8 ноября 2024 г.
Защита жилья, бизнеса и автомобилей: что чаще всего страхуют жители Приморья
|
|
Ведомости, 8 ноября 2024 г.
Страховщики назвали возможный размер компенсации пострадавшим от утечек данных
|
|
Известия, 8 ноября 2024 г.
Смена полисов: об окончании срока ОСАГО хотят напоминать через «Госуслуги»
|
 Остальные материалы за 8 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|